Зло и добро настолько переплетены, что следует хорошо подумать перед тем, как захотеть их разделить. Всякое преждевременное разделение вызывает разрывы. Искусство разделения - самое трудное, и Посвящённые обучаются этому искусству у природы. Нельзя отделить орех от скорлупы, но природа знает, как это делать: она даёт плоду созреть, скорлупа раскалывается сама и падает. Это отделение - символ зрелости. Ребёнок соединён с лоном матери, его нельзя оторвать раньше времени, иначе это смерть и того, и другого. Надо подождать, плод падает, и можно перерезать узы, связывавшие мать и ребёнка...
Посвящённые, которые наблюдали за природой, говорят: "Ваша душа в плену, чтобы её освободить, надо отделить её от плотной материи, которая её окружает. Но для этого вы должны подождать, пока она созреет." Осень - лучший период для того, чтобы медитировать над подлинным освобождением.
Все события, которые предстоит пройти человечеству, солнечной системе и даже всему космосу, были уже определены всей вечностью, в этом ничего нельзя изменить. Вообразите себе, что вы плывёте на каком-то корабле. У него свой маршрут, он должен останавливаться в том или ином порту и у вас нет никакой возможности изменить путь его следования. И вы также не можете спуститься с корабля, иначе вы упадёте в воду. Но в этом корабле у вас есть возможность читать, разговаривать с соседями, спать в своей каюте, подниматься на палубу, чтобы смотреть на море и т. д. Этот образ корабля является образом судьбы человечества. Мы все на одном корабле, маршрут которого начертан Самим Господом, и ни у кого нет возможности, что бы то ни было в нём изменить. Внутренне мы можем делать всё, что хотим: совершенствовать себя или опускаться, но маршрут от нас не зависит.
Человеческое существо вышло из лона Всевышнего, где оно жило в полноте, в блаженстве. Человек захотел быть независимым, но так как ему еще не удалось найти лучшую форму для своих собственных поступков и творений, он страдает. Означает ли это, что он больше не должен ничего делать? Нет, он должен действовать. «Да, но он будет страдать!» Конечно, он будет страдать, но он будет учиться, он будет совершенствоваться, и когда он узнает, как надо работать, он большее не будет страдать.
Страдания, которые мы испытываем в этой жизни являются следствием ошибок, которые мы совершили в наших предыдущих жизнях. Следовательно, то, что индусы называют кармой, является приложением к судьбе человека закона причин и следствий. Тот, кто недостаточно освещен, недостаточно бескорыстен, не может заниматься действительно гармоничной деятельностью: он идет на ощупь. Это продвижение на ощупь всегда сопровождается столкновениями и ударами, но оно многому учит.
Посвящение - это победа над четырьмя стихиями: землей, водой, воздухом и огнем. Но в наши дни Посвящение происходит не в храмах, а в повседневной жизни. Поскольку четыре стихии присутствуют в повседневном существовании, именно тут вам приходится иметь с ними дело, доказывая, что вы победили страх, вожделение, эгоизм, чувственность и т.д. Часто вы терпите неудачу из-за мелочи. Ожидая каких-то грандиозных испытаний, вы не видите, что возникла небольшая проблема, и спотыкаетесь. Когда мы предупреждены, что предстоят большие трудности, мы лучше вооружены, более крепки, так как знаем, чего ожидать. Но когда нас застают врасплох, малейшее препятствие может вызвать падение. Поэтому следует всегда быть бдительными, пробужденными, зная, что любое жизненное обстоятельство может оказаться испытанием Посвящения.
ВРАГИ - САМАЯ БОЛЬШАЯ ПОБЕДА: ПРЕВРАТИТЬ ИХ В ДРУЗЕЙ
Застрелить врага из револьвера, подлить в его бокал несколько капель яда, заложить взрывчатку или оставить газ, чтобы взорвать его дом, - это легко. Тут хвастаться и гордиться нечем. Истинная победа не в том, что убить своих врагов, а в том, чтобы суметь превратить их в друзей. Поймите это. Ведь так вас перестанут окружать люди, которые хотят вам лишь навредить, а будут окружать те, кто хочет помочь. Конечно, это непросто и требует огромной работы над собой, что представляет первую трудность. Вторая трудность, которая куда больше первой, заключается в работе над другим, чтобы он понял, что он может стать вашим другом. И подобная победа означает, что истина - с вами.
НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ К ДРУГИМ - ВЫ ЕЕ ТВОРИТЕ, КОГДА ЕЙ НЕ ПРОТИВИТЕСЬ
Когда под угрозой ваши собственные интересы, то есть - комфорт, благосостояние, репутация, вам нужно терпение. И не только терпение: следует благодарить Небо за предоставленную возможность проявить разумность. Между тем, что мы видим повсюду? Люди не пошевелят и пальцем, видя, как силы зла разрушают других. Но если рискуют пострадать их собственные интересы, они сразу же подключают кого только могут. Однажды их за это осудят по всей строгости. Божественная справедливость упрекнет их: «Вы восставали против крохотной несправедливости против вас, но вас совершенно не трогали подлости, от которых страдали другие. В определенном смысле, вы им способствовали». И напрасно они будут оправдываться: «Я не знал». Должны были знать.
Те, кто полагает, что можно стать Посвященным, Учителем за несколько месяцев или даже несколько лет, не только ошибаются, но и вводят других в заблуждение. Знание некоторых духовных практик недостаточно, чтобы стать Учителем, способным обучать учеников. Чтобы быть способным вести других по духовному пути, надо очень долго учиться и упражняться, иначе будут катастрофы и для себя и для других. Конечно, какой бы ни был уровень, на котором находитесь, можно говорить о том, что уже знаете. Но чего никогда нельзя делать, так это учить тому, чего не знаете и что неспособны реализовать. Ибо слепец, который хочет вести других слепцов, увлечет их за собой в пропасть, так часто бывало. Итак, не обольщайтесь, путь Посвящения очень долог и очень труден.
Людям не запрещено искать счастья на земле. Но никогда не забывайте, что земля является школой, и как в любой школе, вы здесь получите только уроки... Да-да, и уроки со всех сторон! Пока вы этого не поймете, вас будет терзать судьба и вы будете страдать. Невидимый мир посылает людям мудрецов и учителей, чтобы облегчить их обучение, и если они не хотят принять их учение, они получат других учителей: удары, болезни, нищету... И эти учителя беспощадны. Если вы не хотите получить ужасные уроки этих учителей, примите уроки вашего Учителя, который хочет вам помочь, защитить вас, это более разумно. Когда люди сами не хотят изучать божественные законы, они будут обязаны изучать их под ударами палок.
Многие люди трудятся ради идеи, но чего стоят эти идеи? Духовный человек работает ради божественной идеи, и она его поддерживает, вознаграждает. Поскольку она связана с Небом, за ней стоит целый мир, а сама она способна приносить ему надежду, энтузиазм, радость. Даже если ваши занятия приносят вам много денег или уважение людей, пока вы не работаете ради божественной идеи, не видать вам счастья, так как вы не связаны с Небом. Работайте ради божественной идеи, и у вас даже потребности не возникнет, чтобы другие признали, что это сделали вы или чтобы вам сказали спасибо: вы всегда будете ощущать полноту. Поэтому дайте божественной идее войти к вам в сознание, и тогда увидите, что она для вас сделает. Даже продлит вам жизнь... Да, нет ничего более увлекательного и захватывающего, чем божественная идея, уж поверьте мне. Тут я говорю о том, что постоянно проверяю на себе.
Каждый день наша божественная натура разговаривает с нами, она старается заставить нас услышать её, чтобы дать нам совет, ввести в нас свет. Но она не кричит, она никогда не применяет силу. Свой совет она сообщает шепотом один раз, второй раз, третий раз, а потом она умолкает. Низшая же натура, у которой другие планы, другие потребности, наоборот, настаивает, повторяет, поднимает вокруг шумиху. Её цель оглушить бедных людей, чтобы они в конце концов сказали себе: "Ну, если она так настаивает, значит, она, должно быть, права".
Вот почему личность ничего так не боится, как тишины. Она бежит от неё, она чувствует, что тишина помешает ей проявиться со всеми своими хитростями, капризами, высокомерием и тогда она будет парализована, подавлена, не сможет найти благоприятных условий для осуществления своих планов. -- Тишина подобна двери, которая открывается в небесные сферы, и личность чувствует, что с установлением тишины наступит конец её господства, что она вынуждена будет уступить своё место. При малейшей обиде, вместо того, чтобы оставить человека в покое, она говорит ему: "Нанеси ответный удар, отомсти за себя". И она не перестаёт его изводить. Индивидуальность же со своей стороны советует: "Успокойся, подожди немного. Ты не должен беспокоиться, так как никто по-настоящему не сможет причинить тебе зла. Постарайся только иметь немного побольше света и немного побольше любви". Вот советы индивидуальности. А в это время лич- ность делает всё возможное, чтобы своими трубами, барабанами перекрыть этот голос, и она денно и нощно так настаивает, что человек, который немного глуповат, говорит себе: "Согласен! Нужно действовать". -- Все практики, соблюдаемые в духовном учении: Медитация, молитва... имеют только единственную цель: уменьшить место личности, чтобы дать возможность всё больше и больше выразиться индивидуальности1. А это и есть тишина. "Добиться тишины на физическом плане - легко. Для этого достаточно закрыть окна и двери или заткнуть уши. Но установить тишину в мыслях и чувствах - это намного труднее, так как в глубине души люди подобны публичной площади, куда одновременно приходит огромное количество народа, чтобы Предъявить свои требования. -- Вы приходите в Посвященческую Школу, чтобы Обучиться самым главным вещам, а иначе это не стоит Труда. И одной из этих главных вещей как раз является установление внутренней тишины: заставить замолчать |Се эти споры, возмущения, ссоры, вызванные мыслями, Желаниями, плохо управляемыми чувствами, и получить, наконец, правильный ответ на вопросы, которые •Ы себе задаёте, ответ вашего божественного "Я"2. -- Тишину следует понимать как предварительное условие, состояние сознания, в недрах которого начинает Проявляться что-то таинственное, глубокое. Иногда это "что-то" называют голосом тишины. Когда человек сумеет всё в себе успокоить и даже остановить свою мысль, ,Потому что в своём духовном движении мысль тоже создает шум, тогда он услышит этот голос тишины, который является голосом его божественной натуры. -- Чтобы уйти от внутреннего шума, нужно стараться Жить не на поверхности вещей, предоставленных происходящим там волнениям и смятениям, а освободиться от забот, прозаических занятий и, главное, изменить при роду своих потребностей, так как каждая потребность, каждое желание, каждое вожделение, ставит вас на определённый путь, и в соответствии с их природой вы попадаете либо в джунгли, заполненные рычащими хищниками, либо в регион, населённый существами, которые примут вас в гармоничном согласии. -- Даже когда вы стараетесь сознательно установить в себе тишину, чтобы медитировать, вы часто чувствуете, что вам это не удаётся. Вы закрываете глаза, но все ваши проблемы, беспокойства, озлобленность поднимаются на поверхность: вы продолжаете ругаться со своей женой или мужем, вы шлёпаете своих детей, вы сводите счёты со своим соседом, который вас обидел, вы требуете надбавку к зарплате у своего начальника, вы думаете о какой-то вещи, которая вызывает у вас зависть... И всё это вы, тем не менее, называете: "Установить тишину". Но нет, это просто галдёж! И этот галдёж можно услышать! Да, есть люди, рядом с которыми у вас создаётся впечатление, что вы слышите их внутренний шум; они не двигаются, не открывают рот, но всё равно производят оглушительный шум. И также встречаются, к сожалению, крайне редко существа, которые кажутся пропитанными тишиной. Даже когда они говорят, от них исходит что-то бесшумное, так как тишина - это качество внутренней жизни. -- Внутренняя тишина - это результат гармонии между тремя планами: физическим, астральным и ментальным. Значит, чтобы установить в себе тишину вы должны начать с установления гармонии в своём теле, своём сердце и интеллекте. Гармония - это ключ, который вам откроет двери в область тишины3. С вами, конечно, случалось, что иногда вы чувствовали, как в вас установилась глубокая тишина, как если бы внутренний шум, которого вы до этого не замечали, потому что всё время были в него погружены, внезапно прекратился, тогда какая-то тяжесть падает с ваших плеч, оковы разбиваются, двери открываются и ваша душа, наконец освобождённая от своей тюрьмы, может выйти и расшириться в космическом пространстве. -- Это ощущение тишины, которое вам было дано прожить как дар Неба, хотя вы, может быть, даже ничего не сделали, чтобы это заслужить, вы можете попробовать повторить сознательно. Постепенно вы почувствуете, как все негармоничные голоса, не перестающие требовать, угрожать, начнут успокаиваться и останется только один тихий голос, шепот - голос вашей высшей натуры, голос Бога. В действительности этот внутренний голос постоянно говорит в каждом из нас, но нужны большие усилия, чтобы суметь различить его среди всякого рода внешних и внутренних шумов. Это всё равно как следовать за мелодией флейты среди треска барабанов, труб и рожков. Нужно научиться улавливать этот очень тихий, говорящий в нас голос. Мы очень хорошо умеем слушать громогласный голос желудка, кричащего, что он голоден, или голос сексуального влечения, требующего жертв, но когда божественный голос нам говорит: "Будь терпимее... Научись владеть собой... Делай усилия..." мы отвечаем: "Ох, замолчи". И это заставляет его молчать: он такой тихий, он не настаивает. -- Вы скажете: "Но как же так? Бог - это сила, мощь. У Него есть все способы заставить услышать Его голос!" Да, но прочтите историю Илии в Книге Царств. Чтобы спастись от гнева царицы Иезавели, Илия бежит в пустыню, где он шёл сорок дней и сорок ночей до горы Хо- рив. Наконец, Бог явился ему. Сначала это был неисто- ' вый ветер, который разорвал горы и разрушил скалы, но Бога в ветре не было. После ветра было землетрясение, Но и в землетрясении Бога не было. После землетрясения ' был огонь, но и в огне Бога не было. Наконец, после огня был тихий и лёгкий шелест... и в этом шелесте был Бог. вапомните: Бога не было ни в шквалах ветра, ни в зем-летрясении, ни в огне, а только в шелесте... Голос Бога бесшумный и чтобы его услышать, нужно быть очень внимательным и заставить умолкнуть в себе все другие голоса. -- Пророк Иона тоже услышал голос Бога, который наказал ему идти в Ниневию, чтобы призвать её жителей к раскаянию. Но Иона, испугавшись, не захотел повиноваться и сел на корабль, отплывающий на другой конец света в Фарсис. Когда он вышел в море, поднялась большая буря. Объятые ужасом мореплаватели решили по жребию обратиться к Небу, чтобы узнать, кто из них навлёк эту бурю. Небо указало на Иону. Моряки сбросили его в море, но его проглотил кит, и три дня и три ночи он оставался в его чреве. Там он размышлял и, наконец, сказал: "Господи, Я понял, прости меня, теперь я исполню то, что Ты от меня требуешь". Тогда кит выплюнул его, и он был спасён. Подобно Ионе тот, кому шум капризов и страхов мешает услышать голос Бога, встречает на своём пути китов и остаётся несколько дней в их чреве, пока, наконец, шум не утихнет, и он не начнёт слышать голос Бога, и повиноваться Ему. И вы, сколько китов вы уже встретили в своей жизни! Китов всех размеров и всех расцветок... Если бы вы были более внимательны, если бы в вас было больше рассудительности, то перед каждым важным делом вашей жизни, будь то какое-то путешествие, работа, решение что-то предпринять, вы услышали бы голос, который даёт вам совет. Но вы не обращаете никакого внимания, вы слишком заняты тем, что слушаете шум своих желаний и вожделений. Чтобы услышать ка- кой-то голос, вам требуется, чтобы он производил много шума. Если он говорит тихо, вы его не слышите. Но когда по вашей же вине с вами случается несчастье, тогда вы сами себе говорите: "Да, конечно, что-то было, что предупреждало меня, но это было так тихо, тихо, тихо...". Вы не услышали, потому что вы предпочли слушаться голосов, которые настаивали и говорили очень громко, чтобы ввести вас в заблуждение. Бог разговаривает с нами тихо и без настойчивости. Интуиция долго не настаивает. И тот, кто невнимателен, он этот голос не распознаёт и всегда кончает Тем, что совершает ошибку. Существуют ли критерии для распознавания этого голоса Неба, такого тихого, Мелодичного и немногословного? Да, он проявляется тремя способами: с помощью света, который он рождает в нас; с помощью расширения, тепла, любви, которые мы чувствуем в нашем сердце, и, наконец, с помощью воли, побуждающей выполнять бескорыстные, благородные действия, и внутренней свободы, которая Позволяет нам их осуществить. Итак, нужно быть внимательными к этим критериям. Разумеется, что есть много людей, которые утверждают, что Бог с ними разговаривает и что они слышат Его Голос. А что им говорит этот голос? Он им якобы даёт поручение навести порядок на Земле, преследовать изменников, уничтожать еретиков и неверных. И вот, они отправляются на войну! То, что они слышат голос, этого отрицать нельзя, потому что всё, что существует, имеет голос. Но тот голос, который говорит, что надо идти устанавливать порядок и справедливость путём угроз и наси- ДОя, не может быть голосом Бога. Нужно, чтобы все по- нЯЛИ, что это говорит голос их низшей натуры.Итак, отныне, когда нам нужно будет принять важное решение, старайтесь учитывать эти критерии. Если 1Ы чувствуете себя встревоженными, потому что есть Слишком много противоречивого, что бурлит в вас и подталкивает вас то в одном направлении, то в другом, то в Третьем: не решайте ничего* подождите. Среди этой сумятицы вы не сможете обрести ясности видения. Наоборот, все условия соединились вместе для того, чтобы вы оовершали ошибки. Лучше не спешить и начать успокаиваться, так как только в тишине мыслей и чувств вы получите ответ вашего высшего "Я". Эта тишина - источник ясности, прозрачности, уверенности и она необходима вам, чтобы принять правильное решение4. -- Пока вы не сумеете прервать шумный и беспорядочный поток своей психической жизни, бесполезно стремиться к великим духовным достижениям. Именно этот беспорядок мешает установлению в вас тишины, истинной тишины, которая даст, наконец, возможность высшей натуре заставить услышать её голос. Несколько раз в день посвящайте хотя бы несколько минут тому, чтобы ввести в себя тишину. Закройте глаза, постарайтесь освободиться от всех обыденных забот и направьте свою мысль к вершинам, к источникам жизни, которые питают всю вселенную. Когда вы почувствуете, что остановили проходящую через вас волну образов, чувств и мыслей, произнесите в душе слово: "Спасибо"5. Это самое простое слово, но оно снимает все напряжения, потому что, когда вы благодарите, вы связываетесь с Небом, вы выходите из узкого круга вашего ограниченного "я", чтобы войти в спокойствие космического сознания. А так как дыхание тоже является очень важным фактором умиротворения и гармонизации, то произнося слово "спасибо", постарайтесь придать своему дыханию размеренный ритм: сделайте очень глубокий вдох и очень медленный выдох, пока в лёгких не останется больше воздуха6. Итак, привыкните по несколько раз в день вводить в себя тишину. Даже если вы можете посвятить этому только одну или две минуты, это уже хорошо, делайте это. Даже на улице: встаньте, например, перед витриной, как будто вы её разглядываете, чтобы никто не заметил, что вы делаете, закройте на несколько секунд глаза, стараясь мысленно уединиться и связаться с миром гармонии и света. А затем продолжайте свой путь...И эту тишину, которую вам удалось в себе установить, нужно научиться сохранять иначе к чему столько усилий, если они быстро пропадают даром. Как только вам удалось путём молитвы, медитации ввести в себя тишину, вы должны следить за тем, чтобы она не исчезла. Поймите меня правильно, цель духовной жизни Ваключается не в том, чтобы время от времени пытаться установить связь с миром тишины, света, а потом, забыв всё это, позволить снова втянуть себя в хаос и шум жизни, чтобы всё начать сначала. Это лишено смысла. Тишина, которую вам удастся в себе установить, должна следовать за вами весь день и незаметно сообщать ритм, Изящество всему, что вы делаете. Вы двигаетесь, вы прикасаетесь к предметам, и это гармоничное движение передаётся всем клеточкам вашего организма. Словно всё ввас только музыка и танец. -- Установление внутренней тишины - показатель эволюции людей. И эта тишина не только открывает им двери к озарению, но и сами они становятся источником благословений для всех, кто их окружает. СледовательнО, даже если вы испытываете потрясения повседневной (Кизни, постарайтесь сохранить в себе тишину. Вы меня Нонимаете?.. Да. Но речь идёт не о том, чтобы понять. Надо применять на практике. Для многих людей между Пониманием и применением существует целая пропасть. онипонимают, они всё понимают, но когда речь идёт о том, чтобы это осуществить, они не могут. Однако в посвяЩенческой науке понимание неотделимо от осуществЛения.
Для Посвящённого знать - это мочь, и тот, кому не удаётся осуществить то, что по его утверждению он понял, на самом деле он не понял7. Если вы действительно поняли, что такое истинная тишина, вам удастся её установить. Тогда вы откроете, что она никогда не бываеТ ни пустой, ни безмолвной, а она населена, она живая, Вибрирующая, она разговаривает, она поет... Благодаря медитации, молитве, созерцанию, нам удастся однажды заставить замолчать барабаны, все эти хаотические силы, которые бушуют в нас. Тогда приблизится тишина, она раскинется, чтобы обернуть нас своим восхитительным плащом появится свет и мы услышим в себе голос Бога.